Лыткин В. (епископ Сибирской ЕЛЦ). Проповедь на 1-е Воскресение Адвента Приход Благовещения (г. Москва) 02.12.2012

Библейский текст: Рим. 13: 8- 12

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

Проповедь:

«Дни солнца сочтены – Три миллиарда лет, Проверено на плёнке.

Я вижу смерть уже в глазах моей жены, Не заражённых мыслью о ребёнке.

Я вижу Йорика в глазах моих друзей, Он снова мёртв, и сам того не знает,

Вращается, распят на колесе. Я лишь не вижу, как он умирает».

Услышишь такое – и ощущение, будто тебя чем-то тяжёлым по башке стукнули.  Чем-то такие стихи режут слух – то ли наивной и пронзительной эсхатологией, то ли нашими собственными детскими страхами: вот заснёшь вечером, а утра уже не будет, потому что всё взорвётся...  Мало приятного – жить под солнцем, осознавая, что «дни солнца сочтены».  И какое счастье, что есть Бог!  Потому что то, что Бог есть, означает, что гибнущий мир – это не всё, что у нас есть, не всё, что существует.  Раз есть Бог – это значит, что мы не погибнем, даже если закончит своё существование этот мир.

Дни солнца сочтены.  Постепенно эта мысль всё сильнее приникает в наше сознание.  Воздух словно пропитан тревогой: «конец света» проступает везде – в упадке культуры; в разложении европейского христианства; в новостях, где все, словно сговорившись, пугают нас то астероидами, несущимися к Земле; то глобальным потеплением; то календарями Майя; то учёными, совершающими безумные эксперименты с ДНК.  Секты растут как грибы, мусульмане взрывают всё подряд.  Дни этого мира явно сочтены.

Дни мира сочтены...  Для отвергающих Христа весть о «конце света» является страшным напоминанием о последнем суде.  Даже совсем неверующие люди, атеисты со стажем, со страхом ждут последнего дня, как, помните, у Бродского:

«Мы боимся, смерти последней казни. Нам знаком при жизни предмет боязни...»

Хорошо, что так!  Кажется, что пугая людей, Бог даёт им шанс, пытается вытащить их из неверия. Дни мира сочтены...  Для неверующих это – предостережение.  Но для Церкви конец мира – это не конец всего, наоборот – это радость встречи со Спасителем и избавление от земных страданий.  Это спасение, а не гибель.

Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

Ночь прошла, а день приблизился.

Ближе к нам спасение...  Что это значит?

Конечно, это значит, что приближается Второе пришествие, что оно скоро произойдёт.  «Скоро» – не обязательно «завтра» или даже «через сто лет», скоро – это по Божьим меркам.  А у Бога Своя, небесная, математика: тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет.

Знаете, есть такой еврейский анекдот:

– Б-г, у Тебя же тысяча лет, как один день, наверное, и тысяча шекелей, как один. Дай один шекель?
– Ага! Подожди один день!

У Бог Своя математика.  И поэтому, когда Бог говорит: «Я скоро приду», Он говорит нам не о временах и сроках, но о том, что мы должны быть готовы.  Должны ждать.  Должны верить Его слову.

Ждать и верить – это в нашем греховном мире самое трудное.  И когда мы устаём бороться с грехами и искушениями, когда устаём жить, мы начинаем роптать: «Ну что же это, Господи? Почему ничего не меняется?» Такой вопрос задавали Богу и древние христиане: «Доколе? Когда закончатся наши страдания?»  Они знали, что Бог не обещал никому лёгкой жизни на земле.  Но Он обещал, что однажды страданиям и сомнениям придёт конец, и мы вечно будем с Ним в Его Царстве.  И потому в нашем сегодняшнем чтении святой Павел утешает христиан в Риме (и нас с вами): осталось совсем немного.  Да, Господь ещё не пришёл.  Но Он близко.

Вся жизнь древних христиан была наполнена этим ожиданием: Господь искупил мир, Он готовит для Своих искупленных обитель на небесах, и Он скоро придёт, чтобы взять Свою Церковь к Себе, в новый мир, где не будет ни боли, ни слёз.  И, с надеждой ожидая Его пришествия, древние мужественно переносили страдания и гонения, зная, что рано или поздно Спаситель придёт к ним, чтобы избавить их.

И мы тоже ждём.  «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали».  Четыре воскресенья Адвента – это как четыре наших шага по направлению к Богу, или, лучше: четыре шага Бога по направлению к нам .Господь грядёт.  В этом – облегчение для нас, знающих, что этот мир не вечен, но на смену ему придёт Царство Божие.

Почему Господь не пришёл до сих пор?  Самый простой ответ на этот вопрос звучит так: потому что Бог «долготерпит» нас, терпит нас долго, давая людям ещё шанс, ещё возможность для спасения.  Ведь задумайтесь: что было бы с нами, если бы Христос пришёл раньше?  Вот я, например, был крещён в 87-м году.  А если бы Господь пришёл в 86-м?  Я погиб бы.  И чтобы меня спасти, Бог даровал мне самое ценное – время.  И именно благодаря этому Его дару я жив и нахожусь в Его Церкви.  И думаю, что и каждый из вас может засвидетельствовать о том же.  Бог постоянно являет нам Своё долготерпение.  Бог терпит нас. Терпит нас долго.  По справедливости, Бог должен был бы давно уже нас уничтожить, но Он терпит.

Знаете, отцы Церкви поэтому говорили об этом так: никогда не называй Бога справедливым; если бы Бог был справедлив, ты бы давно уже горел в аду.  Бог не справедлив; Бог долготерпелив и многомилостив.

Бог терпит нас, а нам тоже приходится многое терпим в этой жизни. Подобно древним, нам нелегко ждать, потому что ожидание омрачается тяготами земной жизни.  Ведь что значит – жить?  Значит, терять близких, терять друзей, терять надежду на счастливую жизнь в этом мире.

Сильных никто не сможет низложить с их престолов, а богатящиеся ни за что не уйдут ни с чем.  Алчущих становится всё больше и больше, а смиренные так никуда и не вознесены.

И среди нас мало героев веры.  По большей части мы все – люди, робкие душой, пугливые от теленовостей, от выборов, от потеплений, от похолоданий, от болезней и эпидемий.  Но, может быть, наша проблема в том, что мы слишком концентрируемся на пугающих картинах этого преходящего мира, забывая, не замечая, что за ним, сквозь него, просвечивает другой, грядущий и более реальный мир, который несёт нам наш Спаситель?

Может, этому миру и правда удалось захватить нас ­– настолько, что мирское заботит нас больше, чем вечное?  Наверное, это так.  Иначе разве мы пропускали бы службы в церкви?..

Нам, конечно, никуда не деться от наших проблем.  У одного нет денег; у другого нет квартиры; а у третьего – работы.  У студентов – бесконечные экзамены, у родителей – школьные собрания, где ругают их детей за плохое поведение и за неуспеваемость.  У всех вместе – болезни, одиночество и плохое настроение.  И каждый из нас думает, что его проблема – самая-самая.  А он – самый разнесчастный.

А тут ещё через двадцать дней конец света обещают.  И я подумал: а что, если это бы это действительно произошло через двадцать дней?  Стали бы ли мы до последнего дня носиться со своими (самыми важными, разумеется) проблемами, или, может, наконец, подняли бы глаза к небу? И ведь даже если индейцы Майя ошиблись в своих расчетах (в чём я не сомневаюсь), то что это меняет?  Ведь конец света наступает для каж-дого из нас в свой определённый срок, которого мы не знаем.  Может, через 20 дней, может – через 20 лет.  А может быть, и завтра...

Так может быть, пора обратиться с молитвой к Богу?  Пора начать жить по-христиански? Может быть, пора бежать к друзьям и знакомым и рассказывать им о Христе?  Ну, нет, конечно, это я так сказал.  Для такого у нас маловато веры.  Или смелости – засмеют, ведь.  Да и дел так много, и жизнь трудная вообще, как бы самим выжить...

Так может, нам стоит тогда просить у Бога больше веры?  Больше смелости?  Больше терпения?

Для этого ведь и существует рождественский пост – Адвент. Слово «Адвент» переводится на русский как «пришествие».  И отсюда следует основная идея, «тема» Адвента – приход в наш мир Спасителя.

О каком приходе идёт речь?  Речь, собственно, идёт о всех трёх приходах Спасителя – то есть:

О Его первом приходе в наш мир: о рождении в Вифлееме Спасителя Иисуса – ради нас и ради нашего спасения.

Во-вторых, о Его таинственном присутствии в церкви.  Церковь – это продолжение воплощения Христа.  Господь приходит к нам на каждой литургии, в слове и таинствах.  Алтарь – вот то место, где «спасение близко».  В Евхаристии Господь приходит к нам так близко, что Его даже можно потрогать. Ближе уже невозможно. Мы становимся причастниками Его Божеского естества.  Здесь вместо страха Он даёт нам утешение, вместо безразличия – любовь, вместо сомнений – веру.   Когда вы причащаетесь Его – Христос с вами и в нас, и никакая сила в мире не способна разорвать это ваше причастие Ему.

Ну, и в-третьих, во время Адвента Церковь говорит нам и о будущем, Втором, пришествии Христа, когда Он придёт, чтобы судить этот мир и спасти верующих.

Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился.   (Рим. 13: 11- 12)

Держитесь!  Приходите всегда в церковь, будьте с Богом, и Бог будет с вами, и укрепит вашу веру, и даст вам силы всё пережить и выстоять. Аминь.